Черейская чудотворная икона

tc8_4f2
tc8_4f3
Связь с родной землёй, её святынями придаёт человеку силы, поддерживает на нелёгком жизненном пути. Куда бы ни увела судьба по-настоящему влюблённого в свой край человека, его не перестаёт интересовать история малой родины.
Несколько лет назад московский учёный, чьи родовые корни в Черее, Роальд Леонидович Романов, издал книгу » Почему «утрачена» Черейская икона божьей Матери…» Тот факт, что такой образ действительно существовал, сомнений у Романова не вызывает.
Черейской Троицкой чудотворной иконы Божьей Матери нет в современном издании «Иконопись Беларуси 15-18 веков» (Минск,1995). Эта древнейшая белорусская икона, как утверждает исследователь, «забывалась» на Руси в аналогичных изданиях иконописи середины 19 столетия, составители, которых, наверняка, знали, что в Черею икону привёз из Смоленска епископ Мисаил в 1475-м году для алтаря, строящейся Богданом Сапегой Троицкой церкви. Троицкая церковь Богдана Сапеги, существенно отразившаяся в Михайловской церкви Льва Сапеги, и Черейская икона Божьей матери широко распространялись до конца18 века по России. Именно тогда заготовленный по аналогии с Михайловской церковью сруб и Черейская икона завозились по Западной Двине даже в Ригу для первой униатской Троицкой церкви, которая располагалась на правом берегу Даугавы, построена и освящена в 1781-м. Строительство храма было обусловлено тем, что именно сюда прибывали струги с товарами с верховья Даугавы, многие русские купцы и рабочие подолгу жили здесь. В 1892-1895-м годах построили новое здание Свято-Троице- Задвинской церкви, сохранившееся до наших дней. Однако в эту церковь икону из первой не перенесли. Нет этого образа и в древней Черее. Зато здесь уцелели Троицкая церковь Богдана Сапеги и Михайловская церковь Льва Сапеги ¬— аналоги утраченной первой в Риге униатской церкви.
Роальду Леонидовичу довелось восстанавливать Свято Троице-Задвинскую церковь, разрушенную в конце 70-х. Среди выброшенных старых бумаг он видел чертежи первой униатской церкви в Риге. Восстановление Михайловской церкви в Черее осуществлялось именно по ним.
Последняя Черейская икона Божьей матери исчезла бесследно из Михайловской церкви. Случилось это, как считает учёный, в 1943-м после попадания в храм снаряда из танка партизанского полка Садчикова, наступавшего на Черею. В книге автор пытается воссоздать «утраченную» историю Черейской чудотворной иконы. Первоначально униатскую Троицкую икону привёз в Смоленск (вероятно, из Флоренции) епископ Герасим, ставший впо-следствии митрополитом. Из Смоленска в Черею икону в 1475-м привёз епископ Мисаил, вероятно, для освящения первой на Руси Троицкой униатской церкви. Создавался образ, как предполагает учёный Роальд Романов, флорентийскими живописцами. Икона была уникальной. По предположению исследователя, «черейская родословная» в таких известных сохранившихся образах, как Курская коренная, Царскосельское знамение, Богоматерь Дубровицкая. Бабушка Роальда Романова, Елена Севостьянова Романова, являлась регентом Черейского православного хора, молилась перед Черейской Троицкой иконой Божьей Матери, на которой Бог сын показывал два перста. Сама же она учила потомков креститься тремя перстами, а её дед Иван Дубровский крестился двухперстьем. Икону увезли в Ленинград в 1938-м. Но был ли это тот образ, который подарил Троицкой церкви Смоленский епископ Мисаил? Таким вопросом задаётся автор. Ведь на острове Черейского озера в начале 18 века обосновалась штаб-квартира Меньшикова, а в Черейском монастыре тогда работала артель иконописцев. По версии Роальда Леонидовича, когда Александра Даниловича сослали в Берёзов, где он собственноручно срубил церковь, в ней должна была оказаться Черейская икона. Образ, принадлежавший Меншикову, находится в настоящее время в Московском историческом музее. Не скрывает ли этот оклад первозданный образ святой Троицы, подаренный в 1475-м? Или Икону Мисаила увезли в Ленинград. Или…. Точного ответа на этот вопрос мы, к сожалению, не имеем.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.