При выполнении шиномонтажных работ

Новое информационное письмо Департамента государственной инспекции труда касается травматизма при производстве шиномонтажных работ. Как отмечено в документе, несмотря на принимаемые в республике меры по профилактике в данном направлении приходится регистрировать неединичные случаи производственного травматизма при выполнении шиномонтажных работ. С января по октябрь 2015-го их отмечено 10. 11 работников получили травмы с тяжёлым исходом.

Данный вид работ отнесён к работам с повышенной опасностью. Тем не менее как со стороны должностных лиц, так и со стороны работников, выполняющих шиномонтаж, не уделяется должного внимания технологии безопасного проведения. Часто при анализе несчастных случаев выясняется, что потерпевшие даже не представляют всю опасность и тяжесть последствий разрушения конструкции находящегося под давлением колеса. Кроме того, выяснение обстоятельств и причин происшедшего говорит о том, что в большинстве из них при производстве шиномотажа работ со стороны нанимателей и работников не обеспечивалось соблюдение соответствия технологических процессов, производственного оборудования, рабочих мест требованиям нормативных правовых актов, а также требований безопасности, изложенных в локальных нормативных правовых актах.

Вот конкретный пример. Из-за нарушения работниками филиала «Жодишки» УПП «Сморгонский комбинат хлебопродуктов» ОАО «Лидхлебпродукт» Гродненской области требований безопасности, изложенных в инструкциях по охране труда, при выполнении сварочных работ на диске колеса с находившейся под давлением шиной комбайна произошло её разрушение (взрыв). Травмы получили четыре человека, двое — с тяжёлым исходом.

Более 60% несчастных случаев, расследование которых завершено, — с установленной виной нанимателя. Так, из-за неудовлетворительного контроля со стороны должностного лица за состоянием в процессе эксплуатации автомобильной шины грузового автомобиля  «MAN» произошёл несчастный случай с тяжёлым исходом с водителем автомобиля совместного ООО «ММ Милитцер Мюнх» г. Минска.  Допустил нарушения требований законодательства по охране труда инженер по ремонту.

К выполнению шиномонтажа работ должны допускаться работники, имеющие соответствующую квалификацию, прошедшие обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда. Однако факты свидетельствуют, что 3 из 11 работников, получивших травмы в 2015-м, не имели профессиональной подготовки, не прошли соответствующие инструктажи и проверку знаний.

Именно данные обстоятельства стали причиной несчастного случая с тяжёлым исходом в СПК «Агро-Липники»  Гродненской области. Пострадал тракторист-машинист. Потерпевший при выполнении шиномонтажных работ не производил зачистку ободьев диска бортового кольца от ржавчины. Допустивший нарушение требований законодательста — заведующий ремонтной мастерской. Те же причины привели к несчастному случаю в СПК «Гервяты» Гродненской области. Тяжело травмирован водитель автомобиля. Виновными в нарушении требований законодательства признаны заведующий автогаражом и потерпевший.

При производстве слесарем  по ремонту автомобилей РУП «Жлобинская передвижная механизированная колонна 71» ГО «Белводхоз» Гомельской области  работ по демонтажу сдвоенных колёс с задней оси автомобиля «МАЗ 555102» произошло разъединение съёмных деталей обода внутреннего колеса, из шины которого не был спущен воздух.

Работник получил открытый оскольчатый со значительным смещением перелом правой большеберцовой кости  и открытый перелом правого надколенника. Как установлено в ходе расследования, на проведение данного вида работ не были разработаны технологические карты, работников, выполняющих снятие колёс массой более 20 килограммов, не обеспечили специально предназначенными для этого устройствами для снятия, установки и транспортировки колёс. В помощь машинисту направили работника (машинист бульдозера), не прошедшего обучение, стажировки, проверки знаний и инструктажа по вопросам охраны труда. Виновными в нарушении законодательства признаны заместитель директора по механизации, заведующий гаражом и сам потерпевший.

В целях недопущения и профилактики несчастных случаев при производстве шиномонтажа Департамент предлагает республиканским органам государственного управления, иным организациям, подчинённым Правительству Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам потребовать от руководителей подчинённых (расположенных на подведомственной территории) организаций, эксплуатирующих механические транспортные средства: используя представленную информацию, провести неплановый инструктаж с работниками, занятыми эксплуатацией, ремонтом и техническим обслуживанием автомобилей и автотракторной техники на пневматическом ходу, не допускать к выполнению шиномонтажа работников, не имеющих соответствующей квалификации, не прошедших обучения, проверки знаний и инструктажа по безопасному их выполнению, монтаж и демонтаж шин проводить только при помощи предназначенных для этого устройств, оборудования, приспособлений и инструментов, обеспечивающих безопасность работающих, организовать работу и обеспечить контроль в соответствии с Межотраслевыми правилами по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте, на все виды ремонтных работ разработать технологическую документацию с отражением в ней требований безопасности, не допускать  демонтаж с обода шин, находящихся под давлением, снятие колеса с разборными ободьями, когда шина находится под давлением, перекатывание вручную колеса, дисков и шин, ужесточить спрос и контроль за работой руководителей организаций по созданию здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах, соблюдению работниками производственной и трудовой дисциплины.

 Ирина ТОРБИНА.  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.