На съёмочной площадке

На всесоюзную комсомольскую стройку энергогиганта Л. С. Иванова вместе с мужем и детьми приехала в далеком шестьдесят восьмом. С тех пор для молодых супругов лукомльская земля стала вторым домом. Тридцать семь лет жизни Лилия Сергеевна отдала химическому цеху ЛГРЭС.
— Я по-настоящему любила свою профессию. Но и не меньше — сцену Дворца культуры энергетиков. Вела концерты, вечера отдыха, пела в хоре. Потом меня пригласил в свой коллектив режиссер театрального кружка ДК Александр Сабуров. В его постановке «Женский монастырь» я сыграла свою первую роль, — вспоминает Л. С. Иванова.


Затем была роль бабы Анны в «Вечере» Александра Дударева, после — Альжбеты в купаловской «Павлинке». В спектакле по пьесе Дударева «Рядовые» Лилия Сергеевна была в образе сумасшедшей старухи. С этой постановкой новолукомльские театралы в рамках республиканского смотра-конкурса выступали на сцене Витебского академического драматического театра имени Якуба Коласа. Коллективом руководил Иван Терешко. В тот вечер его «Рядовым» стоя рукоплескал зал. Театральному объединению Дворца культуры энергетиков затем было присвоено звание «народного».
Лилия Сергеевна десятки раз заставляла новолукомльского зрителя не только плакать, сопереживая героям драмы, но и смеяться до слез. Комедийные образы ей удавались ничуть не хуже. Но она даже и представить не могла, что ее актерские способности будут востребованы в кино…
— Однажды на мобильный позвонила внучка моей близкой подруги Наташа Галузо. Какое-то время она жила вместе с матерью в нашем городе. Потом уехала в Москву. Поступила в Академию Натальи Нестеровой на курсы декана факультета кино и телевидения залуженной артистки СССР Елены Цыплаковой. Сейчас Наталья работает в Минске, но часто навещает родственников в Новолукомле. Заглядывает и ко мне. В общем, предложила роль в своем новом фильме. Я, конечно, сразу растерялась: я же не профессиональная актриса!!! Но Наталья убеждала, что ищет образ из народа. После долгих уговоров я согласилась. Надеялась: за время подготовки к съемкам найдут кого-нибудь другого. Но через месяц со мной связался кастинг-директор фильма и сообщил дату первых кинопроб, — рассказывает Лиля Серегеевна.
Наталья Галузо — режиссер-постановщик популярных российско-белорусских кинопроектов. Среди ее последних работ — телесериалы «Женщина без прошлого», «Генеральская внучка», «Кармелита. Цыганская страсть», художественные фильмы «Зеленое утро», «Первая любовь». Дипломная работа Натальи Галузо «Когда же пойдет снег?» по повести Дины Рубиной, снятая на базе московской киношколы «Синема», получила грант за лучший детский фильм на VIII Международном благотворительном кинофестивале «Лучезарный Ангел».
Свою очередную картину режиссер назвала «Тимур и команда». Это независимый проект, снятый кинокомпанией «Иллюзион». В создании фильма принимали участие кинематографисты Беларуси, Украины и России. Съемки проходили в июне 2014 года в деревнях Миратичи и Черемушки Гродненской области. Фильм о приключениях современных городских детей в деревне. Действие происходит в селе, где живут всего пять стариков. К ним на летние каникулы приезжают внуки. К бабушке Дусе и дедушке Василию родители на перевоспитание отправляют пятиклассника Максима. У деда Корнея гостит 10-летней Тимур, а у бабушки Лиды его ровесница Катя с младшим братом. Еще по соседству живет сирота Галя. Родители девочки погибли в аварии, поэтому ее воспитывает бабушка Валя.
Однажды Тимур находит в сарае книгу Аркадия Гайдара, прочитав которую, решает создать свой отряд «тимуровцев». Вскоре ребята узнают, что их деревню собираются снести, а стариков переселить в дома престарелых. Дети решают спасти село. Вместе они ведут борьбу и побеждают.
Нашей землячке предстояло сыграть роль бабушки девочки-сироты Гали. Лиля Сергеевна признается, что очень волновалась на первых кинопробах. Ее партнеры — известные актеры, а она участвовала только в самодеятельных постановках. Но не зря говорят, что искусство сближает. Именитые театралы, наоборот, подбадривали, давали советы.
По сценарию события в фильме происходят в середине лета, в солнечную и ясную погоду. Но, к сожалению, небесная канцелярия распорядилась иначе. Практически все время шли дожди. Поэтому съемочная группа находилась в постоянной «боевой» готовности. При малейших прояснениях нужно было сработать максимально быстро и качественно. Во многом благодаря профессионализму известного белорусского оператора-постановщика Татьяны Логиновой (киноленты «Там, вдали, за рекой», «Бабий Яр», «Анастасия Слуцкая», «Близнецы», «Глубокое течение», «Инсайт» и др.) даже в условиях, далеких от планов режиссера, на экране ей удалось создать атмосферу жаркого белорусского лета.
— У моей героини большое хозяйство. Есть две огромные свиньи, которых она растит, чтобы прокормить себя и внучку. Так вот, пока нашли подходящую парочку животных, объездили несколько деревень. Еще полдня потратили на то, чтобы уговорить хозяйку сдать нам их, так сказать, в аренду, — с улыбкой вспоминает процесс съемок Лилия Сергеевна.
По словам Л. С. Ивановой, практически все сцены удавалось отснять с первого дубля. Сложности появились в финале. Когда Максим узнает, что это его отец хотел уничтожить деревню, он с ненавистью прогоняет его. Но юный актер в силу своего мягкого характера никак не мог «выдать» необходимые режиссеру эмоции. Только через пять часов уставший и по-настоящему злой мальчик, наконец, сыграл негодование за родных и друзей, переполнявшее его героя…
Месяц назад в город энергетиков пригласили Наталью Галузо. Повод — видеопрезентация её «Тимура и команды». Мероприятие проходило в Новолукомльском Дворце культуры. Зрители — педагогические коллективы и учащиеся школ города. И если поначалу многие девчонки и мальчишки были настроены весьма скептически — мол, чем так интересен фильм, где нет спецэффектов и компьютерной графики, то в конце весь зал аплодировал стоя.
— Очень рада видеть такую вашу реакцию. Значит, то, что мы делаем, по-настоящему важно. Уже многие годы на экранах почти не появляются новые детские фильмы, такие, на которых выросло поколение наших родителей, выросли и мы. Фильмы, где есть герой-личность, на которого хотелось бы равняться, так же, как и он, совершать добрые поступки, меняться в лучшую сторону. На мой взгляд, пришло время, когда нужно остановиться и задуматься, на что мы обрекаем собственных детей, снимая «попкорновое» кино без смысла и цели? Пришло время вновь делать гуманные и духовные фильмы, — с такими словами в заключение встречи обратилась к школьникам и педагогам режиссёр.
Кино действительно получилось хорошим. Подтверждение тому награды, которых удостоена картина на различных российских, белорусских кинофестивалях и кинофорумах. А для жителей нашего района — это еще и повод гордиться талантливыми земляками…

Варвара ЮРКЕВИЧ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.