Образование и молодёжная политика


В 2016 году Главой государства правительству была поставлена конкретная задача о необходимости выстраивания эффективной системы обучения с целью обеспечения потребностей экономики высококвалифицированными специалистами. Данное поручение нашло нормативное закрепление в соответствующей подпрограмме госпрограммы «Образование и молодежная политика» на 2016-2020 годы.
Проводя анализ выполнения поручения Главы государства, Комитет госконтроля Витебской области установил, что за два года реализации подпрограммы в регионе не решена ее важнейшая задача — по приведению объемов и структуры подготовки специалистов в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования в соответствие с потребностями экономики. В первую очередь это обусловлено тем, что управлением по образованию облисполкома целевые показатели подпрограммы доводятся до исполнителей без анализа возможности их выполнения, а контроль за выполнением этих показателей осуществляется формально.
Так, целевой показатель по количеству получивших профессионально-техническое образование, с повышенным уровнем квалификации (4-й разряд и выше) доводится на одинаковом уровне до всех учреждений профтехобразования без учета их специфики. В результате только 11 из 25 учреждений выполнили данный показатель в 2017 году. Кроме того, не во всех регионах имеется возможность организовать практику на производстве, соответствующем квалификации специалиста, в то время как обязательным условием для присвоения высокого разряда является обучение будущего профессионала непосредственно на производстве.
Установлено, что управлением по образованию не осуществляется своевременное прогнозирование объема и структуры подготовки кадров по специальностям, а при формировании заказа по выпуску определенных специалистов не в полной мере учитывается срок обучения (от 1 до 3 лет).
Например, для реализации требований Указа Президента Республики Беларусь «О мерах по развитию кожевенно-мехового производства и производства обуви» Витебскому меховому комбинату требуется подготовка более 100 высококвалифицированных работников специализированного профиля. Предприятие уже три года ведет переписку с местными органами власти и учебными учреждениями, удовлетворение заявки на подготовку специалистов для модернизируемого производства до сих пор не обеспечено.
Также Миорский металлопрокатный завод, который планирует начать работу с 2019 года, будет испытывать нехватку квалифицированных работников, так как Миорский райисполком только в апреле 2018 года обратился в управление по образованию с просьбой о подготовке для нового предприятия работников по 35 специальностям.
Следует отметить, что для данных организаций не решен вопрос не только подготовки кадров, но и включения требуемых специальностей в Общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Специальности и квалификации», утверждаемый Министерством образования.
Также в Витебской области не обеспечивается эффективное функционирование автоматизированной системы «Госзаказ и приём», разработанной Министерством образования для анализа и планирования подготовки трудовых ресурсов. Программа не содержит полной и достоверной информации о фактической потребности в подготовке кадров. В ней также не предусмотрена возможность сортировки данных о потребности в специалистах по регионам области. Вместо организаций-заказчиков данные о потребности в подготовке специалистов в автоматизированную систему вносят работники областного центра профтехобразования, в результате с 2015 года из 735 организаций-заказчиков кадров с 2015 года в программу введены данные только по 306 предприятиям.
По итогам КГК внёс предложения Витебскому облисполкому и Министерству образования об устранении недостатков.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.