Понять и принять

3 декабря ежегодно отмечается Международный день инвалидов, провозглашенный Генеральной Ассамблеей ООН в 1992 году.
В современном мире общественность старается уделять большое внимание проблемам людей с ограниченными возможностями, ведь каждый из них — полноценный участник социума с теми же правами, что и у всех.

Статус инвалида человек может получить ввиду различных жизненных обстоятельств и в разном возрасте. Многие известные личности, несмотря на определенную степень утраты здоровья, добиваются значимых результатов как в спорте, так и в общественной жизни. Тем самым они подают пример необыкновенной силы духа в борьбе с недугом.
В особом внимании нуждаются дети с особенностями психофизического развития. В Чашникском районе функционирует Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, куда приходят родители с детьми и получают квалифицированную помощь специалистов. В Центре ребята имеют возможность общаться со сверстниками, учиться и развиваться.

Мы встретились с директором Чашникского ЦКРОиР С. В. Мининой и попросили рассказать об организации специального образования в районе, направлениях деятельности, ключевых аспектах взаимодействия с родителями и детьми.

— Светлана Владимировна, что сегодня представляет собой система специального образования?
— Современная система специального образования трансформируется в открытую образовательную систему, которая базируется на постулате: нет социально неперспективных детей, все дети обучаемы, и им гарантированы специальная педагогическая помощь и поддержка. Велика ценность совместной деятельности, общения и обучения детей с особенностями психофизического развития в среде здоровых сверстников.
— Сколько детей с особенностями развития проживают на территории нашего района?
— По состоянию на 15 сентября 2020 года в Чашникском районе проживают 93 ребёнка-инвалида. В банке данных о детях с особенностями психофизического развития Государственного учреждения специального образования «Чашникский районный центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» содержатся сведения о 27 детях-инвалидах. Всего детей с ОПФР в районе — 369.
— Как осуществляется организация специального образования, в частности, обучения в ЦКРОиР?
— В настоящее время в Республике Беларусь существует необходимая нормативно-правовая база, обеспечивающая получение специального образования, оказания коррекционно-педагогической помощи лицам с особенностями психофизического развития.
Организация обучения детей-инвалидов и оказание им коррекционно-педагогической помощи в Чашникском районе осуществляется на основании заключения Чашникского районного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, выдаваемого законному представителю после проведения процедуры психолого-медико-педагогического (ПМПК) обследования ребёнка. Сама процедура ПМПК осуществляется с согласия и в присутствии законных представителей.
Ежегодно на основании потребности в обучении формируется сеть учреждений, где будут получать помощь дети, прошедшие ПМПК и имеющие заключение ЦКРОиР.
— Светлана Владимировна, с какого возраста можно получить помощь в ЦКРОиР. Какова специфика оказываемой помощи на разных возрастных этапах?
— Получение необходимой помощи ребёнком-инвалидом возможно с рождения и до 18 лет. Форма организации помощи в зависимости от возраста варьируется, а именно: от 0 до 3 лет предусмотрено оказание ранней комплексной помощи, которая осуществляется специалистами ЦКРОиР и включает в себя развивающие занятия с учителем-дефектологом (логопедом), педагогом-психологом, занятия по лечебной физкультуре и сеансы массажа по показаниям. Ранний возраст — самый благоприятный период для развития ребёнка, и чем раньше выявлена проблема, тем раньше необходимо начинать её исправление.
— В этом году сколько детей обучается в Чашникском центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации? Все ли они получают необходимую помощь?
— В текущем году раннюю комплексную помощь в условиях ЦКРОиР получают 5 детей-инвалидов. В учреждениях дошкольного образования работают 2 специальные группы, 10 групп интегрированного обучения и воспитания, 7 пунктов коррекционно-педагогической помощи. При учреждениях общего среднего образования функционируют 22 класса интегрированного обучения и воспитания, 7 пунктов коррекционно-педагогической помощи. При ГУСО «Чашникский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» в двух специальных классах обучаются дети с тяжелыми множественными нарушениями. Организовано обучение на дому шести детей-инвалидов.
Таким образом, запросы законных представителей на образование детей и оказание им коррекционной помощи удовлетворены в полном объёме.
— Светлана Владимировна, что Вы можете рекомендовать родителям, у кого в семье растет ребенок с особенностями психофизического развития?
— Если ваш ребёнок имеет особенности психофизического развития, или вы заметили, что у вашего ребёнка есть некоторые проблемы в развитии, если вас что-то настораживает или пугает, вы в чем-то сомневаетесь — не изолируйте и не прячьте своего ребёнка. Дайте ему возможность взаимодействовать с окружающими. Помогите ему жить в социуме и развиваться в силу своих индивидуальных возможностей. Не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам, времени терять нельзя — наверстать упущенное гораздо сложнее.
Для определения образовательного маршрута и объёма коррекционно-педагогической (логопедической) помощи вашему ребёнку вы можете обратиться в Государственное учреждение специального образования «Чашникский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» по телефону 6-14-81.

Беседовала Наталия ШИРКО.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *